В нашей стране более 80% заполнителей на бетонные заводы и предприятия сборного железобетона доставляются железнодорожным и автомобильным транспортом и остальное количество — водным транспортом. Небольшой удельный вес перевозок заполнителей водным транспортом объясняется, главным образом, недостаточной сетью водных путей и сезонностью перевозок, вызывающих необходимость сооружения дополнительных складских емкостей для хранения запасов материалов на весь межнавигационный период.
Для железнодорожных перевозок большей частью используют люковые и бункерные саморазгружающиеся вагоны (полувагоны — гондолы, думпкары), а также платформы различной грузоподъемности. Разгрузку полувагонов-гондол производят двумя способами: под действием собственной массы (гравитации) и с помощью специальных машин. Разгрузку гравитационным способом осуществляют через люки с помощью люковибраторов и люкоподъемников, которые позволяют почти полностью механизировать и сократить продолжительность этого процесса. Люковибраторы и люкоподъемники представляют собой тельферы с навешенными на их крюки вибраторами и специальными захватами. Перемещение тельферов вдоль разгружаемого вагона осуществляется по монорельсам, расположенным по обе стороны железнодорожного пути. разгрузку материалов с помощью люковибраторов производят два рабочих. Вначале они одновременно открывают по два люка с каждой стороны вагона. После гравитационного истечения основной массы материала на первую пару люков закрепляют вибраторы и, включая их в работу, выгружают оставшуюся в вагоне часть материала, после чего открывают третью пару люков, а вибраторы переносят на вторую пару люков и т. д. После окончания выгрузки заполнителей люки вагонов закрывают люкоподъемниками. На выгрузку из гондолы 60 т заполнителей, зачистку люковибраторами остатков материала и закрывание люков затрачивается 9—15 мин (0,15—0,25 чел.-ч).
Выгрузку полувагонов можно производить и с помощью специальных передвижных машин, из которых наиболее эффективными являются портально-элеваторные разгрузчики Тр-2 (С-492) и МВС-4 производительностью соответственно 300 и 30 т/ч. Наряду с выгрузкой материалов из вагонов и с платформ эти разгрузчики осуществляют его штабелирование на складе. К недостаткам портально-элеваторных разгрузчиков относится необходимость в ручной выгрузке (зачистке) материалов, остающихся в углах и на полу вагона, а также возможность повреждения стенок и дна вагонов (особенно деревянных) ковшами разгрузчика.
Разгрузку заполнителей с железнодорожных платформ производят различными машинами. Выпускавшиеся до недавнего времени стационарные машины Т-182А производят выгрузку заполнителей с платформ в процессе их перемещения маневровой (тяговой) лебедкой и отличаются простотой конструкции и надежностью в работе. К недостаткам разгрузчика Т-182А относятся необходимость устройства заглубленных приемных бункеров и галерей, а также установки системы транспортеров для перемещения материалов из приемных бункеров на склад, вследствие чего увеличиваются капиталовложения при строительстве складов и повышаются эксплуатационные расходы. Кроме того, при разгрузке платформ с дощатым полом возможно повреждение последнего отвалом разгрузчика.
При отсутствии на складе специальных машин для механизации разгрузки железнодорожных платформ можно использовать тракторные погрузчики, оборудованные сменным отвалом, одноковшевые экскаваторы, снабженные отвалом конструкции Уральского машиностроительного завода, самоходные элеваторные погрузчики на гусеничном ходу и другие машины и приспособления, разработанные новаторами строительной индустрии.
Полностью механизировать процесс разгрузки заполнителей на складах возможно при использовании для перевозок думпкаров. Однако из-за высокой стоимости, металлоемкости и холостых пробегов (рейсов) от заводов к карьерам думпкары для перевозок заполнителей используются пока сравнительно редко.
Разгрузку заполнителей с автомобильного транспорта производят как в приемные бункерные устройства, так и непосредственно в местах постоянного хранения материалов. В последнем случае для создания штабелей необходимо применять бульдозеры. Выгрузку материалов из самоходных и несамоходных барж осуществляют грейферными кранами и скреперами, а саморазгружающихся барж — системой ленточных конвейеров, которыми они оборудованы.
Особые трудности возникают в зимнее время при выгрузке железнодорожных вагонов смерзшихся заполнителей. Все меры по предупреждению смерзания заполнителей при перевозках в вагонах: перелопачивание (перемешивание) материалов перед погрузкой в вагоны, введение добавок, понижающих температуру замерзания воды (например, хлористого кальция), и другие — вследствие малой эффективности, трудности применения и значительных дополнительных расходов распространения не получили. Наиболее эффективным и экономичным способом восстановления сыпучести смерзшихся заполнителей перед выгрузкой является их рыхление с помощью бурофрезерного рыхлителя БРМ-56А, а также виброразгрузчика ДП-6С, производительностью соответственно 100—150 и 100—120 т/ч.
В зависимости от способа разгрузки и типа применяемых механизмов заполнители или выгружают в приемные устройства, или складируют непосредственно в местах их хранения. При выгрузке железнодорожных вагонов гравитационным способом и платформ стационарными и передвижными разгрузчиками наибольшее распространение на отечественных предприятиях получили бункерные приемные устройства, представляющие собой ряд бункеров, размеры и количество которых выбирают в зависимости от типа и количества одновременно разгружаемых транспортных средств.
Для предупреждения забивки течек смерзшимися комьями материала приемные бункера сверху перекрывают прочной металлической решеткой с ячейками 200х200 мм. В нижней части бункеров устанавливают затворы или питатели, служащие для равномерной выдачи материалов на подбункерные ленточные конвейеры, которыми заполнители транспортируются к местам их хранения на складе.
На основе опыта эксплуатации складов заполнителей, а также принимая во внимание, что так как грузовой парк железных дорог начинает пополняться вагонами грузоподъемностью 90—100 т и длиной 16—18 м, в типовых проектах складов заполнителей бункерные приемные устройства запроектированы с тремя бункерами общей длиной 18 м.
Выгрузка заполнителей из полувагонов-гондол и думпкаров гравитационным способом, а также с платформ передвижными машинами (тракторными погрузчиками) производится непосредственно в штабеля и полубункеры, расположенные по одну или обе стороны железнодорожного пути, с подштабельными ленточными конвейерами и без них. В целях увеличения емкости таких складов железнодорожный путь в большинстве случаев расположен на эстакаде.
Из-за малой вместимости материала на единицу полезной площади склада, невозможности механизации выгрузки остатков материалов из вагонов и платформ, необходимости значительного заглубления подштабельных (подбункерных) галерей, особенно в районах с высоким уровнем грунтовых вод, сооружение единицы емкости, затраты труда и себестоимость разгрузки и хранения заполнителей на складах этого типа сравнительно высоки, благодаря чему применение тих складов на бетонных заводах и предприятиях сборного железобетона нецелесообразно.
- Бетоноведение
- Технология изготовления сборных железобетонных конструкций и деталей
- Общие вопросы производства сборного железобетона
- Приготовление бетонных смесей
- Технология заводского производства бетонных смесей
- Доставка, разгрузка и хранение вяжущих веществ
- Склады заполнителей
- Транспортирование и разгрузка заполнителей
- Хранение и выдача заполнителей
- Подогрев заполнителей в зимнее время
- Современные склады заполнителей
- Транспортирование и разгрузка заполнителей
- Приготовление бетонных смесей
- Предприятия по производству бетонных смесей
- Производство растворных смесей
- Транспортирование бетонной смеси
- Заготовка арматуры
- Опалубка
- Подготовка форм, формование бетона и твердение изделий
- Армирование и формование предварительно напряженных изделий
- Особенности производства различных видов бетонных и железобетонных изделий
- Бетонирование различных конструкций
- Бетонные работы в зимних условиях
- Производство сборных конструкций и деталей из легких бетонов
- Производство сборных изделий из плотных силикатных бетонов и бетонов на бесклинкерном вяжущем
- Производство бетонных и железобетонных изделий на полигонах
- Общие правила техники безопасности и противопожарные мероприятия на строительной площадке