На основании многолетнего опыта строительства и эксплуатации складов заполнителей различного типа разработаны типовые комплексно-механизированные склады для предприятий сборного железобетона различной мощности, рассчитанные на эксплуатацию в конкретных климатических и гидрогеологических условиях.
Открытый штабельно-траншейный склад, оборудованный портально-элеваторным разгрузчиком. Выгрузка материалов из железнодорожных полувагонов и платформ с одновременным штабелированием производится разгрузочно-штабелирующей машиной Тр-2 (С-492) или МВС-4. Рыхление смерзшихся в вагонах материалов осуществляется бурофрезерной или вибрационной установкой, смонтированной на передней части портала разгрузчика. Складирование заполнителей различных видов и фракций предусмотрено в отсеках штабеля, образованных разделительными стенками. Доставляемые автосамосвалами материалы выгружаются непосредственно в штабель, для формования которого используют бульдозеры.
Открытый и полузакрытый штабельно-траншейные склады заполнителей |
![]() |
![]() |
а — технологическая схема открытого склада; б — план и разрезы полузакрытого склада; 1 — подштабельный ленточный конвейер; 2 — штабели заполнителей; 3 — разгрузчик Tp-2 (С-492); 4 — приемное устройство для разгрузки автомобилей; 5 — наклонные ленточные конвейеры; 6 — надштабельный ленточный конвейер; 7 — маневровое устройство; 8 — разделительные стенки; 9 — пульт управления; 10 — циклон |
При уровне грунтовых вод ниже 4 м для увеличения гравитационно разгружаемой части сечения штабеля и создания более благоприятных условий для работы бульдозера по подаче материалов из мертвых зон штабеля в зону гравитационного истечения предусмотрен вариант склада с заглублением подштабельной траншеи до 4 м.
Перед подачей в производство заполнители подогревают непосредственно в штабелях системой паропроводов и пространственных секционных регистров из стальных бесшовных труб. Отдельные секции могут включаться или отключаться в зависимости от наличия материала и потребности производства. Выдача материала из штабелей производится через течки, расположенные в перекрытии подштабельной галереи, и лотковые виброзатворы-питатели. С помощью подштабельного и наклонных ленточных конвейеров заполнители направляются в дозировочно-смесительный цех предприятия.
Закрытый полубункерный склад, оборудованный портально-элеваторным разгрузчиком, представляет собой полубункер, образованный земляными обваловываниями и покрытый волнистыми асбоцементными листами (по облегченному каркасу) из сборных предварительно напряженных железобетонных элементов. В районах с сухим климатом рекомендуется устраивать закрытыми только отсеки для хранения песка и мелких фракций крупного заполнителя, а также легкого заполнителя. Разгрузка, складирование, подогрев и выдача заполнителей осуществляются так же, как и на открытом штабельном складе.
Благодаря простоте конструкции, небольшой стоимости и высокой степени механизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ, открытый штабельный и закрытый полубункерный склады, оборудованные разгрузочными машинами Тр-2 (С-492) или МВС-4, по сравнению со всеми другими видами обладают наилучшими технико-комическими показателями. К недостаткам этих складов следует отнести невысокий коэффициент загрузки полезной площади склада из-за ограниченной высоты штабеля, необходимость в ручной зачистке остатков материалов в вагонах и наличие сквозного проема в закрытом полубункерном складе, предназначенном для загрузки его движущимся отвальным конвейером разгрузчика.
Открытый или закрытый полубункерно-эстакадный склад, оборудованный разгрузчиком Т-182А. Выгрузка материалов в приемные бункера, которые расположены ниже уровня рельсового пути, из полувагонов-гондол производится под действием собственной массы материалов, а с платформ — отвалом стационарной разгрузочной машины Т-182А. Для механизации процесса очистки вагонов от остатков материалов после гравитационной выгрузки, закрытия люков и рыхления смерзшихся материалов под навесом приемного устройства установлены люковибраторы, люкоподъемники и бурофрезерный рыхлитель. Для перемещения вагонов в процессе работы разгрузчика Т-182А используют две лебедки: маневровую (тяговую) и лебедку обратного троса, располагаемые по обе стороны от приемных бункеров у железнодорожной колеи.
Закрытый полубункерно-эстакадный склад заполнителей |
![]() |
а — технологическая схема; б — план и разрезы; 1 — наклонные ленточные конвейеры; 2 — пластинчатый питатель; 3 — бункера для приема материалов из железнодорожных вагонов; 4 — железнодорожная платформа; 5 — разгрузчик Т-182А; 6 — люковибратор; 7 — бурофрезерный рыхлитель смерзшихся материалов; 8 — люкоподъемник- 9 — бетоносмесительное отделение; 10 — полувагон; 11 — обваловывающие призмы; 12 — сбрасывающая тележка; 13 — эстакадный (надштабельный) ленточный конвейер; 14 — разделительные стенки; 15 — подштабельный ленточный конвейер; 16 — лотковый виброзатвор-питатель; 17 — автосамосвал; 18 — качающийся питатель; 19 — бункера для приема материалов из автосамосвалов; 20 — маневровая (тяговая) лебедка; 21 — циклон |
На складе предусмотрена возможность поступления материала автотранспортом. Автосамосвалы разгружают заполнители в специальные приемные бункера, откуда с помощью пластинчатых или ленточных питателей, наклонного транспортера и надштабельного ленточного конвейера, снабженного передвижной сбрасывающей тележкой, заполнители поступают по видам и фракциям в отсеки полубункepa. Полубункер, образованный земляными обваловываниями, разделен на отдельные отсеки стенками из сборных железобетонных элементов. Подогрев заполнителей осуществляется, также, как в закрытом подбункерном складе, оборудованном портально-элеваторным разгрузчиком. Покрытие склада выполнено из сборных железобетонных стоек с наклонными ригелями, на которые опираются прогоны и П-образные рамы надштабельной конвейерной галереи и кровли из волнистых асбоцементных листов.
Выдача заполнителей из штабелей производится гравитационно через течки, смонтированные в перекрытии подштабельной галереи, и лотковые виброзатворы-питатели. Попадающий на подштабельный горизонтальный конвейер заполнитель перемещается к наклонному ленточному конвейеру, которым доставляется в бетоносмесительный цех.
Открытый штабельно-кольцевой склад, оборудованный разгрузчиком Т-182А и передвижным ленточным конвейером. Узел разгрузки заполнителей из железнодорожных вагонов такой же, как у полубункерно-эстакадного склада, оборудованного разгрузчиком Т-182А. Из приемных бункеров с помощью пластинчатого или ленточного питателя и стационарного наклонного ленточного конвейера материал поступает на радиально передвигающийся ленточный транспортер, которым производится загрузка четырехсекционного промежуточного бункера общей емкостью 50 м3. После его заполнения разгружаемые заполнители складируют непосредственно в кольцевой штабель, разделенный железобетонными стенками на отсеки. При поступлении части материала автотранспортом самосвалы разгружаются непосредственно в соответствующие отсеки штабеля или бункера приемного устройства.
Технологическая схема открытого штабельно-кольцевого склада заполнителей |
![]() |
1 — пластинчатый питатель; 2 — приемные бункера; 3 — решетка над приемными бункерами; 4 — железнодорожная платформа; 5 — разгрузчик T-182A; 6 — люкоподъемник и люковибратор; 7 — бурофрезерный рыхлитель смерзшихся материалов; 8 — стационарные наклонные ленточные конвейеры; 9 — радиально-передвигающийся конвейер; 10 — кольцевой штабель заполнителей; 11 — лотковый виброзатвор-питатель |
Пополнение промежуточного бункера из кольцевого штабеля осуществляется автопогрузчиком с ковшом. Рыхление смерзшихся материалов в кольцевом штабеле производится одноковшовым экскаватором на пневматическом ходу, Подогрев заполнителей выполняется с помощью паровых регистров, смонтированных в промежуточном бункере.
В бетоносмесительный цех заполнители подаются из промежуточного бункера с помощью стационарного ленточного конвейера, смонтированного в утепленной наклонной галерее. Выдача заполнителей со склада может быть осуществлена и с помощью трех подштабельных ленточных конвейеров, с П-образным расположением в плане. Однако такое решение значительно усложняет конструкцию склада и увеличивает капитальные затраты на его возведение.
Силосный склад, оборудованный разгрузчиком Т-182А. Силосный склад на генплане предприятия может размещаться между железнодорожным разгрузочным полотном и бетоносмесительным цехом, а также отделен от бетоносмесительного цеха железнодорожных путей. В обоих случаях выгрузка материалов в приемные бункера производится из полувагонов-гондол через их люки, а с платформ — у отвалов стационарной разгрузочной машины Т-182А. В случае доставки заполнителей автомобильным транспортом разгрузка автосамосвалов на складах небольшой емкости производится в приемные бункера, предназначенные для выгрузки железнодорожных вагонов, а на складах большой емкости — в специальные приемные бункера, расположенные рядом с узлом перегрузки материалов с наклонного на горизонтально-наклонный ленточный конвейер.
Силосный склад заполнителей |
![]() |
а — технологическая схема склада; б — план и разрезы склада; 1 — наклонные ленточные конвейеры; 2 — пластинчатый питатель; 3 — приемные бункера; 4 — горизонтальный стационарный возвратный конвейер; 5 — разгрузчик Т-182А; 6 — люковибратор; 7 — бетоносмесительное отделение; 8 — сбрасывающая тележка; 9 — надсилосный передвижной реверсивный конвейер; 10 — силосы; 11 — лотковый виброзатвор-питатель; 12 — подсилосный передвижной реверсивный конвейер; 13 — люкоподъемник; 14 — бурофрезерный рыхлить смерзшихся материалов; 15 — полувагон; 16 — железнодорожная платформа; 17 — маневровая (тяговая) лебедка |
Материалы из приемных бункеров с помощью пластинчатых питателей, наклонного и наклонно-горизонтального ленточных конвейеров поступают на надсилосный реверсивный конвейер, снабженный стационарным двухбарабанным сбрасывателем, которым осуществляется загрузка силосов. Наклонным горизонтальным конвейером, минуя силосы, заполнители могут быть поданы непосредственно в бетоносмесительный цех.
В зависимости от емкости склада он оборудуется 8—16 силосами диаметром 6 м, располагаемыми в один или два ряда. Для заполнения силосов при двухрядном их расположении добавляется короткий наклонный конвейер. Из силосов материал выгружается через течки конусных днищ лотковыми виброзатворами-питателями на подсилосный передвижной реверсивный ленточный конвейер, после чего заполнители попадают на поперечный горизонтальный транспортер, а с последнего — на наклонный ленточный конвейер, расположенный в зоне приемных бункеров, попадая на систему ленточных конвейеров, транспортирующих заполнитель в смесительный цех. Подогрев материалов зимой осуществляется паровыми регистрами, смонтированными в силосах.
Выбор склада заполнителей во всех случаях должен производиться с учетом мощности предприятия, способа доставки заполнителей, климатических, гидрогеологических и других местных условий. Окончательное решение в каждом конкретном случае принимают только на основе сравнения технико-экономических показателей нескольких вариантов складов, приемлемых по предварительным соображениям, для чего производится определение: полных капитальных затрат, включающих стоимость возведения зданий и сооружений, и затрат на приобретение и монтаж оборудования; годовых эксплуатационных расходов; трудоемкости складской переработки; расхода электроэнергии и механовооруженности рабочих; себестоимости переработки единицы материала на складе.
В ближайшее время при выборе типа рельсовых, безрельсовых и комбинированных складов можно придерживаться следующих рекомендаций:
1. Для районов с малым количеством атмосферных осадков в южной и средней полосе целесообразно применять: при большой емкости склада (9 тыс. м3 и более) — эстакадно-полубункерную схему; в случае средней вместимости склада (8 тыс. м3) — штабельную и полубункерную схему с подштабельным ленточным конвейром и портально-элеваторным разгрузчиком; при малой емкости склада (до 3-4 тыс. м3) — все типы штабельных складов, в том числе и штабельно-кольцевые.
2. Для районов с большим количеством осадков и низкими отрицательными температурами в средней и северной полосах страны: при большой емкости — закрытые полубункерные склады; для средней и малой вместимости — закрытые штабельные склады, с подштабельным транспортером и портально-элеваторным разгрузчиком, а также силосные склады.
3. Склады сырья выбирают таким образом, чтобы их емкость обеспечивала бесперебойную работу предприятия в период между очередными поставками. Запас материалов на складах вяжущих и заполнителей принимается равным: 5—7-суточной потребности при доставке автомобильным транспортом и 7—10-суточной — при поступлении железнодорожным транспортом.
Определив количество материалов, подлежащих хранению на складе, в зависимости от местных климатических условий выбирают типовой склад требуемой конструкции и емкости.
- Бетоноведение
- Технология изготовления сборных железобетонных конструкций и деталей
- Общие вопросы производства сборного железобетона
- Приготовление бетонных смесей
- Технология заводского производства бетонных смесей
- Доставка, разгрузка и хранение вяжущих веществ
- Склады заполнителей
- Транспортирование и разгрузка заполнителей
- Хранение и выдача заполнителей
- Подогрев заполнителей в зимнее время
- Современные склады заполнителей
- Транспортирование и разгрузка заполнителей
- Приготовление бетонных смесей
- Предприятия по производству бетонных смесей
- Производство растворных смесей
- Транспортирование бетонной смеси
- Заготовка арматуры
- Опалубка
- Подготовка форм, формование бетона и твердение изделий
- Армирование и формование предварительно напряженных изделий
- Особенности производства различных видов бетонных и железобетонных изделий
- Бетонирование различных конструкций
- Бетонные работы в зимних условиях
- Производство сборных конструкций и деталей из легких бетонов
- Производство сборных изделий из плотных силикатных бетонов и бетонов на бесклинкерном вяжущем
- Производство бетонных и железобетонных изделий на полигонах
- Общие правила техники безопасности и противопожарные мероприятия на строительной площадке