Выгруженные из транспортных средств заполнители могут храниться в штабелях, полубункерах и силосах.
При использовании портально-элеваторных разгрузчиков заполнители складируют в линейно протяженные (хребтовые) штабели треугольного и трапецеидального сечения параллельно железнодорожному пути. Для раздельного хранения заполнителей различных видов и фракций (мелких, крупных, тяжелых, легких) штабель разделяют железобетонными стенками на отсеки.
Укладку и хранение заполнителей в штабелях практикуют и на складах с бункерными приемными устройствами. В этом случае материал из приемных бункеров с помощью подбункерного и наклонного ленточных конвейеров подают на горизонтальный надштабельный ленточный транспортер, располагаемый на специальной эстакаде. Сбрасывающей тележкой, перемещающейся вдоль этого транспортера, производят укладку заполнителя в соответствующий отсек штабеля. С увеличением высоты эстакады (а следовательно, и высоты штабеля) возрастает количество материала, укладываемого на единицу площади склада, т. е. повышается степень использования полезной площади склада, но зато возрастает стоимость возведения эстакады и появляется опасность расслоения крупного заполнителя. По этим соображениям эстакады сооружают высотой не более 16 м. Склады этого типа получили название эстакадно-штабельных.
В том случае, если вместо стационарного надштабельного ленточного конвейера используют радиально передвигающийся по рельсовому пути наклонный ленточный конвейер, происходит образование кольцевого штабеля, и такие склады называют штабельно-кольцевыми. Существенным недостатком штабельного хранения заполнителей является необходимость перемещения материалов из боковых частей штабеля («мертвой» зоны) в зону гравитационного истечения на подштабельный ленточный конвейер.
Ввиду того, что для выполнения этой операции тракторные бульдозеры на гусеничном и колесном ходу производят некоторое измельчение кусков заполнителей, применение штабельных складов для хранения заполнителей из «мягких» малопрочных пород, а также легких заполнителей не рекомендуется.
Хранение заполнителей может производиться также в полубункерах, представляющих собой траншею трапецеидального сечения, разделенную поперечными железобетонными стенками на отсеки. В зависимости от уровня грунтовых вод полубункеры сооружают заглубленными, т. е. расположенными ниже уровня площадки склада и незаглубленными. В последнем случае полубункер образуйся возведением двух параллельных земляных насыпей треугольного сечения (обваловывающих призм). Загрузку полубункеров выполняют теми же способами, что и при штабельном хранении. При загрузке складских емкостей портально-элеваторными разгрузчиками такие склады именуют полубункерными, а при использовании надштабельного ленточного конвейера — эстакадно-полубункерными.
Достоинства полубункерных складов по сравнению со штабельными: лучшее использование полезной площади склада и отсутствии при складировании «мертвых» зон, вследствие чего выгрузку материала на подштабельный транспортер производят гравитационным путем. Недостатки: большие капиталовложения для сооружении складских емкостей и трудности эксплуатации открытых складов в районах с большим количеством атмосферных осадков (так как влага со всей площади склада, стекая через выгрузочные течки в подштбельную галерею, попадает на ленточный конвейер).
Современные технологические требования к заполнителям для бетонов, предназначенных для изготовления тонкостенных, предварительно напряженных и других современных конструкций, в отношении предельной чистоты, строго регламентированного зернового состава, а также равномерной влажности и температуры, диктуют необходимость строительства закрытых складов с раздельным хранением двух фракций песка (0,15—1,2 и 1,2—5 мм или 0,15—0,6 и 0,6—5 мм), двух-трех фракций щебня или гравия (5—10; 10—20 и 20—40 мм) и одного-двух сорторазмеров легкого заполнителя. Строительство закрытых складов вызывается также большими трудностями эксплуатации открытых складов в зимний период в районах с обильными атмосферными осадками, сильными ветрами и низкими температурам воздуха.
Эффективным способом хранения заполнителей, обеспечивающим надежную защиту материалов от неравномерного увлажнения атмосферными осадками и загрязнения, является складирование их в закрытых штабельных, полубункерных и силосных складах.
Выгрузку прибывающих на силосные склады заполнителей производят в бункерные приемные устройства, из которых системой горизонтальных и наклонных ленточных конвейеров материал направляется в силосы. Опыт показывает, что благодаря высокой степени использования полезной площади склада и возможности комплексной механизации и автоматизации процесса переработки материалов, технико-экономические показатели силосных складов, несмотря на высокую стоимость их строительства, почти не уступают показателям закрытых складов полубункерно-эстакадного типа. Наиболее простым, надежным и экономичным способом выдачи заполнителей со склада является использование ленточных конвейеров, размещенных в подземных галереях под штабелями и полубункерами.
Равномерное поступление заполнителей из штабелей или полубункеров на транспортер осуществляется гравитационным путем через течки, снабженные лотковыми затворами-питателями. Наиболее удачную конструкцию, обеспечивающую бесперебойную выдачу материалов в любых климатических условиях и позволяющую полностью механизировать и автоматизировать эту операцию, имеют дистанционно управляемые лотковые виброзатворы-питатели. Выдача заполнителей со склада с помощью ленточных конвейеров и лотковых виброзатворов-питателей применяется во всех типовых складах, за исключением штабельно-кольцевых.
Для выдачи заполнителей со склада, применяют также экскаваторы и погрузчики различных видов (на штабельных и штабельно-кольцевых складах), а также краны с канатными грейферами и скреперные установки (на штабельных и траншейных складах). Технико-экономические показатели складов, на которых для выдачи заполнителей используют погрузчики различных типов, а для рыхления смерзшихся в зимнее время материалов — экскаваторы с ковшами небольшой емкости (до 0,5 м3), вследствие неполного использования этих механизмов и необходимости сооружения специального узла для подогрева заполнителей значительно ниже показателей штабельных складов с подштабельным транспортом. Причем подогрев заполнителей наиболее простым и эффективным способом с помощью паровых или воздушных регистров, размещаемых под штабелями, неприменим, так как при работе погрузчиков и экскаваторов может быть повреждена система трубопроводов. Поэтому рекомендовать такие склады к широкому применению нельзя. Только штабельно-кольцевые склады из-за их компактности размещения на площадке можно использовать для складов малой емкости, а также при реконструкции и расширении действующих предприятий, не имеющих резервных площадей.
Многолетняя эксплуатация показала, что склады, оборудованные грейферными кранами и скреперными установками-, обладают многими серьезными эксплуатационно-технологическими недостатками: измельчение, зерен, повышенный расход электроэнергии, невозможность подогрева материалов на складе и т. д. Вследствие этого такие склады имеют самые низкие технико-экономические показатели среди всех других видов складов.
Все попытки улучшить конструкцию и технико-экономические показатели складов, оборудованных грейферными кранами и скреперными установками, не дали положительных результатов, поэтому применение их в дальнейшем нецелесообразно. Ранее построенные склады этих типов следует реконструировать.
Для транспортирования заполнителей со склада в бетоносмесительные цехи наибольшее применение в нашей стране и за рубежом нашли ленточные конвейеры и ковшевые элеваторы. Если подогрев заполнителей в зимнее время производится за пределами бетоносмесительного отделения (на складе, в сушильном барабане и т. д.), ленточные конвейеры размещают в утепленных и отапливаемых галереях.
- Бетоноведение
- Технология изготовления сборных железобетонных конструкций и деталей
- Общие вопросы производства сборного железобетона
- Приготовление бетонных смесей
- Технология заводского производства бетонных смесей
- Доставка, разгрузка и хранение вяжущих веществ
- Склады заполнителей
- Транспортирование и разгрузка заполнителей
- Хранение и выдача заполнителей
- Подогрев заполнителей в зимнее время
- Современные склады заполнителей
- Транспортирование и разгрузка заполнителей
- Приготовление бетонных смесей
- Предприятия по производству бетонных смесей
- Производство растворных смесей
- Транспортирование бетонной смеси
- Заготовка арматуры
- Опалубка
- Подготовка форм, формование бетона и твердение изделий
- Армирование и формование предварительно напряженных изделий
- Особенности производства различных видов бетонных и железобетонных изделий
- Бетонирование различных конструкций
- Бетонные работы в зимних условиях
- Производство сборных конструкций и деталей из легких бетонов
- Производство сборных изделий из плотных силикатных бетонов и бетонов на бесклинкерном вяжущем
- Производство бетонных и железобетонных изделий на полигонах
- Общие правила техники безопасности и противопожарные мероприятия на строительной площадке