Вяжущие вещества на предприятия могут доставляться: железнодорожным транспортом в обычных крытых вагонах навалом и в бумажных мешках, а также в специальных вагонах-цементовозах, цистернах и контейнерах различных конструкций; автомобильным транспортом в контейнерах и автоцементовозах; водным транспортом на палубных и трюмных судах.
Разгрузка материалов из крытых железнодорожных вагонов может производиться механическими и пневматическими разгрузчиками.
Механические разгрузчики (конструкции А. Я. Инякина, МЛ-3, шнековый и др.) требуют значительных затрат ручного труда и создают повышенную запыленность рабочего места. Более эффективными разгрузчиками являются пневматические разгрузчики (С-577, С-578 и С-579 и С-606А, Б и В производительностью 15—90 т/ч), обеспечивающие комплексную механизацию процесса выгрузки с меньшими трудовыми затратами и небольшим распылением вяжущих.
Выгрузка вагонов-цементовозов бункерного типа, контейнеров с открывающимся днищем, автоцементовозов с наклоняющейся емкостью, а также железнодорожных и автомобильных цистерн с аэроднищем осуществляется гравитационным способом (под действием сил тяжести) в специальные приемные и транспортные устройства, с по мощью которых вяжущие доставляются в складские емкости. Специальные железнодорожные вагоны и цистерны разгружаются сжатым воздухом, который предварительно аэрирует вяжущие, а затем вытесняет его через трубопровод в приемное устройство или складские емкости.
При перевозке вяжущих судами погрузка и выгрузка осуществляются разгрузочными устройствами, установленными либо на судах либо на складах пристаней.
Выгруженные вяжущие транспортируют на склад, где создается запас, обеспечивающий бесперебойную работу бетонных заводов.
Склады вяжущих должны удовлетворять следующим требованиям: 1) в целях предупреждения значительного снижения активности при хранении, особенно в условиях повышенной влажности воздуха, складирование вяжущих следует производить в закрытых емкостях (помещениях), защищенных от попадания атмосферной и грунтовой влаги; 2) склад должен обеспечивать возможность раздельного хранения вяжущих не менее чем трех видов и марок; 3) с целью предотвращения слеживания и снижения активности цемента при хранении должна быть предусмотрена возможность его перекачки, для чего на складе следует иметь одну свободную емкость или отсек; 4) наряду с подачей вяжущего в бетоносмесительное отделение может предусматриваться возможность выдачи вяжущего другим потребителям (как правило, в автоцементовозы).
На заводах по производству бетона и железобетонных конструкций применяют в основном бункерные и силосные склады вяжущих.
Бункерные склады емкостью 250—1000 т состоят из ряда емкостей круглой, квадратной или прямоугольной формы в плане, с конической частью внизу, из которых вяжущие самотеком попадают в винтовые конвейеры и элеваторы или винтовые пневматические насосы и транспортируются в бетоносмесительные цехи завода. Высота бункеров обычно невелика и не превышает габаритные размеры в плане более чем в 1,5 раза (емкости с большей высотой называют силосами). Наименьший угол наклона стенок нижней части бункеров, разгружаемых самотеком, должен быть на 5—10° больше угла естественного откоса хранимого материала. Для загрузки бункеров, имеющих размеры поперечника более 6 м, следует предусматривать 2—3 люка, так как при загрузке через один люк заполнение бункера будет неполным. Ввиду невысокого использования площади склада (небольшой вместимости на 1 м2) и недостаточной степени механизации и автоматизации бункерные склады на новых предприятиях строить не следует.
Хранение вяжущих в силосных складах осуществляют в силосах, называемых иногда силосными банками. Наибольшее применение на стационарных складах вяжущих получили железобетонные силосы, а при изготовлении инвентарных сборно-разборных складов — металлические. Возведение силосов можно производить как из монолитного железобетона в скользящей опалубке, так и из сборных деталей. Массовое распространение в СССР и за рубежом получили силосы цилиндрической формы, для возведения которых по сравнению с силосами квадратной или прямоугольной формы требуется меньше строительных материалов, так как стенки цилиндрических силосов работают на растяжение, а у квадратных и прямоугольных — на изгиб.
Силосы проектируют с плоскими днищами и нижней частью в виде усеченного конуса. Для ускорения выгрузки и предупреждения возможности образования сводов плоские днища силосов выполняются аэрированными. При высоком уровне грунтовых вод силосы располагаются на опорах-колоннах выше уровня площадки склада. В случае глубокого залегания грунтовых вод применяют более экономичные варианты расположения силосов, днища которых в зависимости от их конструкции либо заглублены в землю, либо находятся у ее поверхности, а механизмы для выгрузки вяжущего расположены в подсилосных траншеях или галереях. Основаниями таких силосов служат специальные фундаменты.
Технологическая схема автоматизированного прирельсового склада цемента емкостью 1700/1100 т (типовой проект 409-29-21/73) |
![]() |
1 — вагон-цементовоз бункерного типа; 2 — крытый вагон; 3 — цементовоз; 4 — пневмоподъемник С-1041; 5 — рукав приемный; 6 — бункер приемный; 7 — течка двухрукавная; 8 — пневморазгрузчик цемента (С-1039); 9 — трубопровод запыленного воздуха; 10 — цементопроводы; 11 — бункер-осадитель; 12 — фильтр рукавный; 13 — аэрожелоб надсилосный; 14 — силосы; 15 — пневморазгружатель боковой выгрузки; 16 — автоцементовоз; 17 — аэрожелоба подсилосные; 18 — пневморазгружатель донной выгрузки; 19 — вакуумная установка пневморазгрузчика; 20 — бункер выдачи вяжущего; 21 — насос пневмовинтовой (С-991); 22 — лебедка маневровая; 23 — труба соединительная |
На складах вяжущих силосы располагают в один или два ряда, а также группами (гнездовое расположение). Для перемещения разгружаемого вяжущего в складские емкости, перекачки из одних емкостей в другие, а также транспортирования в бетоносмесительные отделения склады оснащают механическим, пневматическим или комбинированным транспортным оборудованием.
Как показала практика эксплуатации цементных складов, в случае поступления вяжущего в вагонах-цементовозах бункерного типа или обычных крытых вагонах на складах средней и большой емкости (1,5—12 тыс. т) для перемещения вяжущего от приемных емкостей разгрузочных устройств в силосы наиболее экономичным является использование аэрожелобов в сочетании с ковшевыми элеваторами или эрлифтами. Благодаря простоте конструкции, надежности в работе, отсутствию пыления и потерь вяжущего, а также возможности полной автоматизации процесса внутрискладского транспорта, предпочтение следует отдавать эрлифтам.
Транспортирование вяжущего со складов в бетоносмесительные отделения на расстояние до 40—50 м наиболее целесообразно производить: по горизонтали аэрожелобами и шнеками, а по вертикали — ковшевыми элеваторами или эрлифтами. Вследствие ограниченной дальности перемещения материалов аэрожелобами и недостаточной высоты подъема эрлифтами и ковшевыми элеваторами, на крупных предприятиях по выпуску бетона и железобетонных изделий транспорт вяжущих осуществляется пневматическими винтовыми или камерными насосами.
Наиболее совершенным видом горизонтального и вертикального транспорта вяжущих является пневматический, характеризующийся относительно небольшими капиталовложениями, отсутствием потерь вяжущих и лучшими условиями труда вследствие герметичности транспортной системы и высокой долговечности работы оборудования благодаря меньшему количеству движущихся и трущихся частей. Кроме того, пневматический транспорт в силу малых габаритов оборудования и гибкости трассы не осложняет планировку складов, позволяет свободно располагать технологическое оборудование смесительных цехов и дает возможность наиболее целесообразно компоновать генеральный план всего предприятия.
Для предприятий по производству бетонов и сборных железобетонных конструкций разработана серия типовых складов вяжущих емкостью от 100 до 12 000 т, имеющих 4—8 силосов емкостью 100—1500 т с диаметром 5—10 м.
Технико-экономические показатели автоматизированных складов цемента
Показатели | Шифр проекта | |||
409-29-23/73 | 409-29-18/73 | 409-29-21/73 | 409-29-22/73 | |
Емкость склада, т | 360/240 | 720/480 | 1700/1100 | 4000/2500 |
Количество силосов, шт | 6/4 | 6/4 | 6/4 | 6/4 |
Диаметр, м | 6 | 6 | 6 | 6 |
Грузооборот склада, тыс. т./год | 17,28/11,57 | 34,56/23,04 | 81,6/54,4 | 196,13/130,75 |
Установленная мощность токоприемников, кВт | 157,2/142,7 | 157,2/142,75 | 255/222,5 | 354/321,4 |
Численность рабочих, чел. | 4 | 4 | 4 | 4 |
Наибольший расход сжатого воздуха, м3/мин | 37,6 | 37,6 | 55,66 | 51,66 |
- Бетоноведение
- Технология изготовления сборных железобетонных конструкций и деталей
- Общие вопросы производства сборного железобетона
- Приготовление бетонных смесей
- Технология заводского производства бетонных смесей
- Доставка, разгрузка и хранение вяжущих веществ
- Склады заполнителей
- Приготовление бетонных смесей
- Предприятия по производству бетонных смесей
- Производство растворных смесей
- Транспортирование бетонной смеси
- Заготовка арматуры
- Опалубка
- Подготовка форм, формование бетона и твердение изделий
- Армирование и формование предварительно напряженных изделий
- Особенности производства различных видов бетонных и железобетонных изделий
- Бетонирование различных конструкций
- Бетонные работы в зимних условиях
- Производство сборных конструкций и деталей из легких бетонов
- Производство сборных изделий из плотных силикатных бетонов и бетонов на бесклинкерном вяжущем
- Производство бетонных и железобетонных изделий на полигонах
- Общие правила техники безопасности и противопожарные мероприятия на строительной площадке