Доставляют бетонную смесь от бетонного завода до объекта бетонирования в автомобилях-самосвалах и автобетоновозах, в контейнерах (бадьях, бункерах), погруженных на бортовые автомобили или платформы узко- или ширококолейной железной дороги, ленточными транспортерами, бетононасосами или пневмонагнетателями.
Транспортирование в контейнерах — один из способов перевозки бетонной смеси, обеспечивающий доставку ее без перегрузки от бетонного завода к месту укладки в конструкцию. В качестве контейнеров применяют бадьи, бункера, кузова вагонеток различного типа и различной емкости (от 0,33 до 6,4 м3). Бадьи и бункера перевозят на бортовых автомобилях, железнодорожных платформах по широкой и узкой колее.
Со средств транспорта к месту укладки бетонной смеси контейнеры подают кранами различных типов и соответствующей грузоподъемности. Вес бадьи с бетонной смесью не должен превышать грузоподъемность крана при максимальном вылете стрелы.
При транспортировании в бадьях, бункерах и кузовах вагонеток исключаются потери раствора и цементного молока в пути, обеспечивается удобство разгрузки и очистки контейнеров, постепенность их опорожнения, что необходимо при бетонировании армированных сооружений, уменьшается возможность расслоения бетонной смеси в пути, а также улучшается защита от атмосферного воздействия. Однако при этом способе перевозки требуется большое число контейнеров и снижается использование грузоподъемности транспортных средств за счет веса тары.
Бадьи заполняют бетонной смесью непосредственно из расходного бункера (копильника) бетоносмесителя. Объем бадьи принимают кратным объему замеса бетоносмесителя.
Рекомендуемые емкости бадей для бетоносмесителей различных емкостей
Показатели | Емкость бетоносмесителя по объему готового замеса, л | |||||
330 | 800 | 1600 | ||||
Полезный объем бадьи, м3 | 0,33 | 0,66 | 0,8 | 1,6 | 1,6 | 3,2 |
Вес бетонной смеси в бадье, т | 0,8 | 1,6 | 1,9 | 3,85 | 3,85 | 7,7 |
Ориентировочный вес бадьи, т | 0,15 | 0,2-0,4 | 0,5-0,8 | 0,8-1,4 | 0,8-1,4 | 1,0-1,7 |
Вес бадьи с бетонной смесью, т | 0,95 | 1,8-2,0 | 2,4-2,7 | 4,7-5,2 | 4,7-5,2 | 8,7-9,4 |
Для транспортирования бетонной смеси при бетонировании железобетонных и бетонных элементов небольшой ширины применяют опрокидные бадьи емкостью 0,33—0,66 м3, бункерные бадьи-вагонетки и др. Для бетонирования массивных бетонных и железобетонных сооружений — бадьи емкостью 1,6—6,4 м3 со шторно-роликовым или челюстным затвором.
Цилиндрическая бадья Т-130 емкостью 1,6 м3 состоит из корпуса 1 цилиндрической формы с нижней конической частью 2, снабженной секторным шторно-роликовым затвором 5, каркаса, служащего для установки бадьи при транспортировании, и траверсы для подвески на крюк крана.
Бадья T-130 емкостью 1,6 м3 |
![]() |
1 — цилиндрическая часть корпуса, 2 — коническая часть корпуса, 3 — окно, 4 — опорная часть, 5 — шторно-роликовый затвор, 6 — рычаг затвора |
Цилиндрический каркас снабжен окнами 3 для наблюдения за выпускным затвором 5. Затвор 5 состоит из двух боковых секторов, поворачивающихся вокруг шарниров. Секторы взаимно соединены в нижней части стержнями, на которые посажены ролики. На роликах уложена толстая резиновая прокладка (штора).
У верхнего края бадьи на шарнире прикреплена предохранительная защелка, накладываемая на открывающий рычаг 6 во избежание самораскрытия затвора 5. Бадью разгружают, сбрасывая предохранительную защелку и опуская открывающий рычаг.
При опускании рычага ролики секторного затвора сходят с разгрузочного отверстия, а резиновая прокладка — с роликов, открывая отверстие требуемой величины. Затвор закрывается при подъеме рычага вверх, причем в конце подъема предохранительная защелка автоматически закрепляется на рычаге. Ролики, накатываясь сзади на резиновую прокладку, постепенно поднимают ее, прижимая к краям отверстия.
В гидротехническом строительстве применяют также бадьи емкостью 3,2 и 6,4 м3 с челюстным затвором, техническая характеристика которых приведена ниже
Техническая характеристика бадей с челюстными затворами
Показатели | Марки бадей | |
С-470 | С-385 | |
Полезная емкость, м3 | 3,2 | 6,4 |
Наружный диаметр, м | 2,29 | 2,45 |
Высота бадьи с траверсой, м | 2,37 | 3,30 |
Вес бадьи, т | ||
порожней | 1,05 | 1,90 |
со смесью | 8,7 | 17,3 |
Бадья С-470 емкостью 3,2 м3, конической формы и более устойчива, чем бадья Т-130. Челюстной затвор 2 бадьи управляется рычагом 5, опускаемым при открывании.
Бадья С-470 емкостью 3,2 м3 |
![]() |
1 — корпус, 2 — затвор, 3 — дополнительная опора, 4 — вибратор, 5 — рычаг затвора, 6 — предохранительная защелка, 7 — траверса |
Бадья С-385 емкостью 6,4 м3 цилиндро-конической формы. Отличается от бадьи С-470 большим объемом за счет цилиндрической надставки и большей устойчивостью: опорная конструкция состоит из трех стоек и нижнего опорного кольца.
Для ускорения выгрузки малоподвижных бетонных смесей (с осадкой конуса до 4 см) на неопрокидных бадьях прикрепляют вибраторы.
Для бетонирования колонн, балок, прогонов, перекрытий, покрытий, тонких стен и других конструкций применяют вибробадьи емкостью 0,33 м3. Вибратор 3, прикрепленный к корпусу 1 бадьи, обеспечивает разгрузку бетонной смеси (с осадкой конуса 5 см) за 15 сек. Интенсивность разгрузки регулируется секторным затвором 2.
Вибробадья емкостью 0,33 м3 |
![]() |
1 — корпус, 2 — затвор, 3 -вибратор, 4 — траверса |
Вибробадьи емкостью 0,66 и 0,8 м3 применяют для бетонирования средних и массивных фундаментов, мощных каркасных конструкций, подпорных стен и т. д.
Вибробадьи загружают на бетонном заводе и доставляют к бетонируемому сооружению бортовыми автомобилями. Конструкции вибробадей емкостью 0,33; 0,66 и 0,8 м3 одинаковы, отличаются они только размерами.
Техническая характеристика вибробадей
Показатели | Вибробадьи емкостью, м3 | |
0,33 | 0,66 и 0,8 | |
Размеры, мм: | ||
длина | 1060 | 1466 |
ширина | 890 | 1026 |
высота | 960 | 1360 |
Вес бадьи, т | ||
порожней | 0,14 | 0,28 |
с бетонной смесью | 0,93 | 1,86-2,20 |
При расстановке бадей на автомашинах или на железнодорожных платформах обычно оставляют свободное место для одной бадьи. Тогда при разгрузке краном устанавливают опорожненную бадью на свободное место, затем снимают груженую и т. д. В результате этого сокращается простой транспорта под разгрузкой. При массовой укладке бетонной смеси движение поездов с бадьями организуют по графику с минимальной продолжительностью остановок на разгрузке и погрузке. По условиям маневренности в составе из одной-двух платформ размещают не более четырех-пяти бадей. Поезда с бадьями останавливаются у крана, который поочередно подает бадьи под разгрузку в сооружение.
При незначительных объемах работ, если эксплуатация автотранспорта экономически не оправдана, бетонную смесь перевозят в бункерных или совковых вагонетках по узкой колее на расстояние не более 200 м или моторизованных и ручных тележках по катальным ходам на расстояние до 100 м.
Бункерные вагонетки имеют кузова емкостью 0,9, совковые полноповоротные — 0,5 м3. При отсутствии таких вагонеток применяют вагонетки с кузовом емкостью 0,75 м3, опрокидывающиеся при разгрузке в сторону.
Бадьи, бункера или кузова вагонеток после каждого опорожнения следует тут же очищать от остатков бетонной смеси. Периодически, не реже двух раз в смену, и при перерывах в работе более 1 ч тара для порционной доставки должна быть очищена и промыта, для чего устраивают специальные бадьемоечные пункты, работающие при необходимости круглосуточно.
- Бетоноведение
- Технология изготовления сборных железобетонных конструкций и деталей
- Общие вопросы производства сборного железобетона
- Приготовление бетонных смесей
- Производство растворных смесей
- Транспортирование бетонной смеси
- Заготовка арматуры
- Опалубка
- Подготовка форм, формование бетона и твердение изделий
- Армирование и формование предварительно напряженных изделий
- Особенности производства различных видов бетонных и железобетонных изделий
- Бетонирование различных конструкций
- Бетонные работы в зимних условиях
- Производство сборных конструкций и деталей из легких бетонов
- Производство сборных изделий из плотных силикатных бетонов и бетонов на бесклинкерном вяжущем
- Производство бетонных и железобетонных изделий на полигонах
- Общие правила техники безопасности и противопожарные мероприятия на строительной площадке