Доставка бетонной смеси ленточным транспортером

Доставляют бетонную смесь от бетонного завода до объекта бетонирования в автомобилях-самосвалах и автобетоновозах, в контейнерах (бадьях, бункерах), погруженных на бортовые автомобили или платформы узко- или ширококолейной железной дороги, ленточными транспортерами, бетононасосами или пневмонагнетателями.

Ленточные транспортеры наиболее целесообразно применять в летних условиях при бетонировании сооружений большой протяженности, расположенных на расстоянии 200—500 м от бетонного завода, а также в тех случаях, когда подъезд автомобилей и других видов транспорта к объекту бетонирования затруднен.

Непрерывный способ транспортирования бетонной смеси ленточными транспортерами более производителен, чем порционный (в автосамосвалах и контейнерах). Однако такая производительность достигается при условии непрерывной и равномерной загрузки транспортера бетонной смесью при доставке ее от бетонного завода к объектам бетонирования.

Вдоль широких и длинных массивных сооружений при бетонировании устанавливают на эстакаде один или несколько магистральных транспортеров. Для подачи бетонной смеси к месту укладки используют систему легких распределительных транспортеров, монтируемых на катучих фермах 2, перемещаемых вдоль магистрального транспортера 4. К распределительным транспортерам подвешивают хоботы 5. Передача бетонной смеси с магистрального транспортера на распределительные осуществляется с помощью сбрасывающей тележки 3.

Схема распределительных транспортеров на катучих фермах
схема распределительных транспортеров
1 — эстакада, 2 — катучая ферма, 3 — барабанная сбрасывающая тележка, 4 — магистральный транспортер, 5 — хобот

Для транспортирования бетонной смеси применяют звеньевые и стационарные ленточные транспортеры.

На крупных работах транспортерный тракт снабжают устройствами, обеспечивающими автоматическую остановку всех секций при случайной остановке одной из них.

Необходимость возведения специальных эстакад для прокладки транспортерных линий, неоднократный монтаж и демонтаж их по мере роста сооружения, необходимость установки дополнительных устройств (распределительных транспортеров, хоботов, виброжелобов и т. п.), а также расслоение бетонной смеси, особенно при перегрузках, — все это относится к недостаткам непрерывного способа транспортирования бетонной смеси ленточными транспортерами. Но по сравнению с порционным транспортированием бетонной смеси этот способ более экономичен, так как отпадает необходимость в другом транспортном и крановом оборудовании.

Во избежание расслоения транспортерами перемещают бетонные смеси с осадкой конуса не более 6 см. При этом бетонную смесь загружают на ленту возможно более толстым слоем, допускаемым конструкцией транспортера. Углы наклона транспортеров не должны превышать при подъеме смеси с осадкой конуса до 4 см — 18°, 4—6 см — 15°, а при спуске смеси соответственно — 12 и 10°. Большие углы наклона транспортеров допускают лишь при наличии специальных указаний в проекте производства работ. Скорость движения ленты не должна превышать 1 м/сек.

Верхняя рабочая часть ленты должна иметь лотковое очертание. Применять транспортер с плоской лентой допускается лишь на распределительных транспортерах длиной не более 20 м.

Для предохранения бетонной смеси от воздействия солнечных лучей, дождя и ветра целесообразно над магистральными транспортерами устанавливать съемные легкие короба, составленные из отдельных звеньев. Устраивать открытые транспортерные линии можно только в том случае, если на время дождя работы прерывают.

Зимой магистральные транспортеры утепляют и снабжают в случае необходимости обогревательными устройствами.

Ленточные транспортеры оснащают перегрузочными и разгрузочными приспособлениями: бункерами, воронками, сбрасывающими тележками, плужками.
Во избежание потерь цементного раствора барабан сбрасывающей тележки и ведущий барабан транспортера оборудуют очистными устройствами, обеспечивающими полное удаление цементного раствора с разгружаемой ленты и возвращение его в состав транспортируемой бетонной смеси.

Для очистки ленты применяют специальный двойной скребок с противовесом 3 или вращающийся валик со спиралеобразными скребками 5. Скребки 5 приводит во вращение привод ведущего барабана транспортера. Применять одиночные скребки, вращающиеся щетки или водяной душ запрещено.

Резиновые скребки для очистки ленты транспортера от налипающей бетонной смеси
резиновый скребок для очистки ленточного транспортера
а — схема двойного скребка с противовесом, б — валик со спиралеобразными скребками; 1 — барабан транспортера, 2 — лента транспортера, 3 — противовес, 4 — резиновые вкладыши (рабочая часть очистного устройства), 5 — спиралеобразные скребки, 6 — ось валика

Рабочую часть 4 очистного устройства, соприкасающуюся с лентой, изготовляют обычно из полосовой плотной резины. Использовать для этой цели куски транспортерной ленты и другие заменители (например, полосы, вырезанные из старых автопокрышек) не рекомендуется.

Загружают ленту из бункеров при помощи питателей, обеспечивающих равномерное и непрерывное поступление бетонной смеси на транспортер.

Ленту разгружают либо с конца транспортера, либо с промежуточных участков. В последнем случае ее разгружают при помощи передвижных или стационарных сбрасывающих тележек барабанного типа, оборудованных лотками 5 с углом наклона их к вертикальной плоскости не менее 60°. Сбрасывающая тележка 3, передвигаемая по рельсам 2, разгружает смесь в том месте транспортера, где находится верхний барабан 4, огибаемый лентой 1 транспортера.

Передвижная барабанная сбрасывающая тележка
передвижная барабанная тележка
1 —лента транспортера, 2 — рельсы, 3 — тележка, 4 — барабаны, 5 — лотки для выдачи бетонной смеси

При малой интенсивности бетонирования бетонную смесь сбрасывают с ленты при помощи плужков и ножей, рабочие части которых, соприкасающиеся с лентой, изготовляют из полосовой плотной резины.

При передаче бетонной смеси с одной секции транспортера на другую, а также при выгрузке с транспортера во избежание расслоения бетонной смеси применяют направляющие щитки или воронку 2. Устройство односторонних направляющих щитков или козырьков в местах перегрузки, а также свободное падение бетонной смеси с барабана транспортера не допускается.

Схемы выгрузки бетонной смеси с транспортеров
выгрузка бетонной смеси с ленточного транспортера
а — правильная, б — неправильная; 1 — направляющие щитки, 2 — воронка, 3 — бетонная смесь, 4 — раствор, 5 — крупный заполнитель

Для предупреждения преждевременного износа ленты транспортера необходимо правильно монтировать транспортер и оборудовать узлы его загрузки и разгрузки. Больше всего лента изнашивается при загрузке транспортера с большой высоты: от ударов падающей бетонной смеси она вытягивается и подсекается на кромках обычных роликовых опор. Поэтому узел загрузки транспортеров надо устраивать с таким расчетом, чтобы высота падения смеси на ленту была по возможности наименьшей. В целях смягчения удара, приходящегося на ленту и роликовые опоры, последние под участком загрузки устанавливают чаще и облицовывают резиной толщиной 20—25 мм.

Ленту необходимо загружать симметрично, иначе она может неравномерно вытянуться в продольном направлении. Для этого с обеих сторон ленты на участке ее загрузки устраивают направляющие борта, обшитые полосками резины.

Запрещается использовать на ленточных транспортерах боковые (дефлекторные) ролики, которые нередко устанавливают для центрирования ленты. При помощи таких роликов предотвращается сбегание ленты с барабанов и роликовых опор, но одновременно быстро истираются и повреждаются боковые кромки ленты, в результате чего она рвется. Правильно смонтированный транспортер небольшой длины при симметричной загрузке ленты вообще не требует специальных устройств для ее центрирования.

Для центрирования ленты под основания роликовых опор ставят небольшие прокладки треугольного сечения с наклоном по ходу движения ленты или специальные центрирующие роликовые опоры, которые монтируют на вертикальной оси или на поворотной планке. Такие роликовые опоры, поставленные взамен обычных через пять — десять пролетов, поворачиваются в ту же сторону, куда отклоняется лента, и этим заставляют ее возвращаться в исходное положение.

Роликовые опоры для центрирования ленты
роликовые опоры для центрирования ленты транспортера
а — роликовая опора на вертикальной оси, б — поворотная роликовая опора с фиксатором на планке; 1 — опорная пята, 2 — ось поворота, 3 — направляющая, 4 — ручка, 5 — гайка

Срок службы ленты зависит и от методов ее стыкования. При применении для стыкования всякого рода металлических скоб, заклепок и зажимов стыки быстро выходят из строя и нарушается работа очистных устройств на ведущем барабане. Поэтому их используют только при аварийных разрывах ленты, когда необходимо быстро восстановить стык. Наиболее долговечным и прочным является стык ленты, выполненный методом вулканизации. Стыки лент магистральных транспортеров должны осуществляться только вулканизацией. Вулканизируют стык концов ленты после того, как концы, склеенные внахлестку, сошьют.

  1. Бетоноведение
  2. Технология изготовления сборных железобетонных конструкций и деталей
  3. Бетонные работы в зимних условиях
  4. Производство сборных конструкций и деталей из легких бетонов
  5. Производство сборных изделий из плотных силикатных бетонов и бетонов на бесклинкерном вяжущем
  6. Производство бетонных и железобетонных изделий на полигонах
  7. Общие правила техники безопасности и противопожарные мероприятия на строительной площадке

Добавить комментарий