Бетонный подстилающий слой устраивают под цементные, асфальтовые и другие полы. Для подстилающего слоя применяют обычно жесткие бетонные смеси.
При плотных грунтах бетонную смесь укладывают в подстилающий слой непосредственно на спланированный грунт, при более слабых грунтах — на втрамбованный в грунт слой щебня. При слабых грунтах подстилающий слой бетона иногда армируют сеткой из стержней диаметром 10-12 мм.
Перед бетонированием подстилающего слоя устанавливают маячные доски, которые прибивают к кольям 3, забитым в грунт. Маячные доски 4 располагают на расстоянии 3-4 м одна от другой, причем верхняя грань доски должна находиться на уровне поверхности подстилающего слоя.
Схема бетонирования подстилающего слоя |
![]() |
а — схема бетонирования, б — деталь крепления маячных досок; полосы, бетонируемые в первую очередь, 2 — тоже, во вторую очередь, 3 — колья через 1-1,5 м, 4 — маячные доски |
Бетонную смесь в подстилающий слой и покрытие пола укладывают полосами 1 и 2 шириной 3-4 м, отделенными друг от друга маячными досками. Длину полос бетонирования назначают по возможности большими. Полосы бетонируют через одну. Промежуточные полосы бетонируют после затвердения бетона в смежных полосах. Перед бетонированием промежуточных полос маячные доски снимают.
В бетонном подстилающем слое устраивают через каждые две полосы продольные и через 9-12 м по длине полос поперечные деформационные швы, которые разбивают площадь бетонирования на отдельные плиты размером от 6х9 до 8х12 м. Кроме того, в каждой плите между смежными полосами бетонирования образуются рабочие швы.
Расположение швов при бетонировании подстилающего слоя |
![]() |
I-V — полосы бетонирования в порядке очередности укладки бетонной смеси, 1-25 — очередность бетонирования отдельных плит |
Боковые грани полос, образующие продольный деформационный шов, обмазывают горячим битумом марки III слоем 1,5-2 мм перед укладкой бетонной смеси в смежную полосу, примыкающую к обработанной битумом грани. Боковые грани полос в рабочем шве битумом не обмазывают.
Поперечный деформационный шов образуют при помощи металлической полосы шириной 80—100 и толщиной 4—6 мм, заглубляемой в бетонный подстилающий слой на 1/3 его толщины. Полосу оставляют в бетоне на 20—40 мин, после чего ее осторожно извлекают. Образовавшийся паз после окончательного затвердения бетона тщательно очищают и заливают битумом или цементным раствором.
Бетонную смесь для бетонирования подстилающего слоя подают на место укладки обычно в автосамосвалах. Уплотняют ее вибробрусом, представляющим собой металлическую балку (тавр, рельс) длиной 4,1 м, на середине которой укреплен один или два электродвигателя от поверхностного вибратора ИВ-2. Вибробрус передвигают по маячным доскам. В небольших помещениях (площадью до 100 м2) смесь уплотняют поверхностными вибраторами ИВ-2.
Бетонные покрытия полов делают однослойными или двухслойными. Однослойные толщиной 25—50 мм укладывают на основание по маячным рейкам и уплотняют виброрейками СО-47 или поверхностными вибраторами ИВ-2.
При укладке бетонной смеси двумя слоями (подстилающий слой и чистый пол) нижний слой уплотняют поверхностным вибратором ИВ-2. Верхний слой укладывают до начала схватывания цемента в нижнем слое и уплотняют виброрейкой СО-47, перемещаемой по маячным доскам.
В конце рабочей смены в местах, где намечено закончить укладку бетонной смеси, устанавливают перегородку из доски на ребро, после чего укладывают последнюю порцию бетонной смеси и вибрируют ее вдоль края. Если нет перегородки, устанавливать виброрейку у края уложенного слоя нельзя, так как при этом край слоя будет оползать и расслаиваться.
В стесненных местах (между колоннами, фундаментами под оборудование, верх которых расположен выше уровня пола) бетонную смесь заглаживают гладилкой на длинной рукоятке или полутерком.
Ручной инструмент для заглаживания поверхности бетона |
![]() |
а — гладилка, б — деревянный полутерок, в — кельма, г — гладильная доска, д — прорезиненная лента, е — скребок с резиновой лентой для удаления цементного молока |
Цементное молоко, выступающее на поверхность подстилающего слоя или покрытия при уплотнении бетонной смеси, удаляют легким скребком с резиновой лентой.
Поверхность чистого бетонного пола через некоторое время после укладки по еще не затвердевшему бетону затирают машиной СО-64. Машина имеет затирочный диск 1 диаметром 600 мм, который приводится во вращение электродвигателем 6 мощностью 1,1 кВт. Диск совершает 140 об/мин, выравнивая и заглаживая при этом бетонную поверхность пола. Вес машины 90 кг. Производительность 30 м2/ч. Обслуживает машину один рабочий. Машина снабжена съемной парой колес 2 для ее перемещения.
При малых объемах работ окончательно отделывают поверхность бетонного пола гладильной доской или брезентовой прорезиненной лентой шириной 300—400 мм, концы которой прикреплены к валикам, служащим ручками. Длина ленты должна быть на 1—1,5 м больше ширины бетонируемой полосы.
Через 30 мин после окончания бетонирования рабочие с лентой заглаживают уплотненный бетон. К этому времени на поверхности бетона выступает тонкая пленка воды, которую рабочие сгоняют, затирая поверхность легкими продольными и поперечными движениями ленты. Рабочие через 15—20 мин возвращаются к заглаженному слою и окончательно заглаживают бетон более короткими движениями ленты.
Примерно через 30 мин после этого бетон обрабатывают с перекидного мостика металлическим полутерком, обнажая зерна гравия (щебня), что создает хорошее сопротивление поверхности бетона истиранию. Если высокой прочности на истирание не требуется, то по бетонной подготовке устраивают цементный пол из слоя цементного раствора, приготовленного на крупном песке.
Для придания полу повышенной плотности применяют железнение поверхности бетона: механическое — при помощи затирочной машины СО-64 или ручное — стальными кельмами. Железнение заключается в том, что сухой и тщательно просеянный цемент втирают стальным инструментом в поверхность влажного бетона до появления на нем ровного блеска. Если бетон уже подсох, то перед посыпкой цемента поверхность бетона смачивают водой до насыщения.
Дорожные и аэродромные покрытия бетонируют, укладывая значительные объемы монолитного бетона. Бетонную смесь по основанию дороги или аэродрома распределяют самоходными бетонораспределителями-укладчиками.
Бетонораспределители бывают двух типов: бункерные периодического действия и шнековые непрерывного действия. Бункерный бетонораспределитель за смену обеспечивает сооружение 250 м дороги шириной 6 м при толщине плиты 7—8 см; шнековый — 400 м дороги шириной 7 м при толщине слоя 21—23 см.
Бетонораспределитель перемещается своим ходом по рельсам. Рельсы одновременно служат и боковой опалубкой для бетона, поэтому их называют рельс-формами.
Бетонораспределитель работает в комплекте с бетоноотделочной машиной, которая за ним следует, разравнивая и уплотняя бетонную смесь. Бетоноотделочные машины бывают с поверхностными вибраторами для уплотнения смеси слоем до 20 см, с внутренними вибраторами для уплотнения слоя толщиной более 20 см и комбинированные.
Машина с поверхностными вибраторами имеет три рабочих органа, которые последовательно один за другим воздействуют на бетонную смесь: распределитель 9, уплотняющий вибробрус 7, заглаживающее устройство. В передней части машины находится распределитель 9, лопасти которого разравнивают бетонную смесь. За ним расположен уплотняющий вибробрус 7, представляющий собой клепаную балку с вибраторами. Заглаживающее устройство состоит из двух элементов: разравнивающего бруса 5 и трамбующей доски 4. Брус совершает колебательные движения перпендикулярно движению машины, заглаживает поверхность и дополнительно уплотняет бетонную смесь. Трамбующая доска окончательно отделывает поверхность.
Схема бетоноотделочной машины |
![]() |
Схема бетоноотделочной машины: 1 — рама, 2 — ходовая часть, 3 — разравнивающий брус, 4 — трамбующая доска, 5 —уровень рельса для машины, 6 — уровень бетона после уплотнения, 7 — уплотняющий вибробрус, 8 — уровень бетона до уплотнения, 9 — распределитель |
Участки бетонного покрытия вдоль рельс-форм и вблизи деформационных и рабочих швов на ширину не менее 80 см уплотняют дополнительно поверхностными или внутренними вибраторами. После двух-трех проходов машины полоса бетонного покрытия полностью отделана. Производительность бетоноотделочной машины от 40 до 80 м3/ч.
Для отделки дорожных и аэродромных покрытий различной ширины бетоноотделочные машины выпускают с раздвижной телескопической рамой.
При бетонировании аэродромных покрытий иногда применяют бетоноотделочные машины с одиннадцатью внутренними вибраторами и комбинированные, оснащенные вибробрусом и внутренними вибраторами. Вспомогательным оборудованием, обеспечивающим комплексную механизацию производства работ, являются машина для профилирования и уплотнения песчаного слоя, рельс-формы, самоходные укладчики рельс-форм, машина для прорезки швов. Машина для прорезки швов следует за бетоноотделочной машиной. После прорезки швов рельс-формы убирают.
- Бетоноведение
- Технология изготовления сборных железобетонных конструкций и деталей
- Общие вопросы производства сборного железобетона
- Приготовление бетонных смесей
- Производство растворных смесей
- Транспортирование бетонной смеси
- Заготовка арматуры
- Опалубка
- Подготовка форм, формование бетона и твердение изделий
- Армирование и формование предварительно напряженных изделий
- Особенности производства различных видов бетонных и железобетонных изделий
- Бетонирование различных конструкций
- Массивы и фундаменты
- Подстилающий слой, покрытия полов и дорог
- Стены и перегородки
- Колонны
- Перекрытия и отдельные балки
- Арки и своды
- Обделки туннелей
- Торкретные работы
- Подводное бетонирование
- Бетонные работы в зимних условиях
- Производство сборных конструкций и деталей из легких бетонов
- Производство сборных изделий из плотных силикатных бетонов и бетонов на бесклинкерном вяжущем
- Производство бетонных и железобетонных изделий на полигонах
- Общие правила техники безопасности и противопожарные мероприятия на строительной площадке